Мы хотим создать школу юных фермеров с грамотным землепользованием. Мы провели большой маркетинговый анализ: что есть, согласны ли люди вести приусадебное хозяйство, понимают ли они, что такое органическое земледелие, органическая продукция, что бы они хотели выращивать и т.д. Мы с детьми исследовали вопрос и решили: всё, что мы покупаем из-за границы, мы сможем вырастить сами. Мы прописали бюджет, но, чтобы землю обрабатывать, нужен транспорт. Мы заказали себе трактор, сеялку, копалку, сажалку, плуги – инвентарь, который нам необходим. У нас есть два улья, но они не на территории. Мне надо получить согласие родителей, что разрешают детям заниматься пчеловодством. На базу нашей школы буду приезжать учиться дети из четырех областей. Мы будем приглашать специалистов, которые будут обучать не только детей, но и нас – это будут летняя, и осенняя, и весенняя школы.
Нужно, чтобы как можно больше людей понимало, что ни китайцы, ни американцы, ни вьетнамцы не будут так работать на нашей земле и так ее любить, как мы. Наша земля - это наша сила. У нас генетически заложено такое сознание – ощущение «мой родны кут». Чужие люди выжимают из нашей земли все соки, а мы должны быть ей благодарны. Она же у нас плодородная. Не такая богатая, как на Украине, как где-то в Казахстане, но это наша земля. Мы сделаем всё, чтобы она давала ту продукцию, которую мы можем на ней вырастить. Этот проект – это самое заветное, что я еще хотела бы сделать.
Я не агроном, но я хочу хоть на маленьком клочке научить детей правильно работать с землей, отбирать эти семена, садить, правильно делать севооборот, чтобы после одного овоща шел другой. Мы и так взрастили детей, которые не умеют держать лопату, которые не понимают, где растет капуста, а где редька. Для них они одинаковые. Им надо объяснять, а мы разучились: мы считаем, что дети все понимают. Сейчас у нас первый год открылись агроклассы. Одиннадцатый класс мы готовим к профессии овощевода без присвоения квалификации, но самое главное, что мы даем детям практику. Они различают семена, знают, какие условия нужно создать, чтобы это семечко созрело не за 10 дней, а за 7: какие нужны свет, влажность, температурный режим.
– Кто это объясняет? Вы выходите с детьми и показываете, что вот это лук, а это горох?
– Когда дети пропалывали, я им объяснила, как отличить: тут ничего сложного нет. Когда они увидели, что я вместе с ними тяпаю, они сказали: «О, крутой директор!» А что директор? Директор тоже в резиновых сапогах ходит и с платком на голове. Директор – это временное явление. Сегодня я есть, а завтра меня может не быть. Поэтому у нас есть группа человек 6-8, работает учитель биологии, трудового обучения. Просто есть люди, у которых легкая рука, которые умеют садить семена.