Ольга Ткачук
Методист-психолог
Профайл методиста
1. Ткачук Ольга Александровна

2. 29.11.1979, г. Минск

3. Училась в Минске, закончила в 1996 году с золотой медалью СШ№38, педагогический класс с профилем «биология-химия». В 2001 году с отличием закончила факультет естествознания БГПУ имени М.Танка по специальности «Биология и практическая психология». После окончания университета в 2001 году меня пригласили работать преподавателем на кафедру педагогической психологии факультета психологии БГПУ. Затем была аспирантура по специальности «Педагогическая психология». Много было теории, методологии, умных текстов, но не хватало практики, реальной работы с людьми. И я стала учиться практическим навыкам – получила дополнительное образование по специальности «гештальт-терапевт» в Рижском гештальт-институте, прошла обучающие программы по клинической психологии, семейной психотерапии, работе с детьми и подростками, арт-терапии и др. И обязательно длительная личная терапия, супервизия. В психологии (впрочем, как и в любой другой области) без постоянного развития и работы над собой нельзя. Считаю работу психолога одной из самых сложных, потому что здесь практически нет готовых схем и алгоритмов работы: каждый человек – Вселенная. И у меня в «хотелках» еще много того, чему бы я хотела поучиться.

4. Сферы интересов:
Во время учебы в университете и аспирантуре основной сферой моих интересов была психология когнитивных процессов и самоактуализация личности. Я исследовала как реализуют себя люди с разным уровнем способностей. Имею ряд публикаций по этой тематике в научных и научно-методических изданиях.

Сейчас как практикующий психолог специализируюсь на решении проблем детско-родительских отношений, отношений в системе образования (ребенок-педагог, родитель-педагог); на теме развития эмоционального интеллекта у детей и взрослых. Пишу статьи в печатных и интернет-изданиях, стараясь донести психологические законы и термины на понятном всем языке.

Работая в должности педагога-психолога в Гимназии №10 г.Минска, в последние 2 года много внимания уделяю работе с учителями, потому что, на мой взгляд, основным инструментом обучения является личность педагога, а в основе обучения лежат отношения учителя и учеников. Педагогам, как никому другому, особенно нужна помощь и поддержка психолога: понять ученика, справиться со своими переживаниями, с выгоранием, выстроить отношения с классом. Никакие современные технологии, методики не будут успешны и продуктивны, если ребенку на уроке будет страшно, некомфортно или неинтересно – все просто пройдет мимо. Аффект тормозит интеллект! Сейчас мы в нашей гимназии реализуем проект «Школа радости» по развитию эмоционального интеллекта педагогов, а через педагогов, и у детей. Эмоциональный интеллект – это способность человека понимать эмоции и управлять своими эмоциями и эмоциями других людей, основа отношений. Очень хочется, чтобы в школе было комфортно, психологически безопасно и уютно всем: и ученикам, и учителям, и родителям. Кроме того, активировав эмоциональную составляющую обучения, мы сможем повысить мотивацию учеников и качество всего образовательного процесса в целом. Если вам интересна эта тема, приглашаю присоединиться к группе проекта в фейсбуке.

5. Я в программе "Учитель для Беларуси", потому что меня он вдохновляет и зажигает. Я считаю, что в основе любого успешного дела стоят люди. Люди, которые организовали проект, – прекрасные профессионалы своего дела, открытые, креативные, увлеченные и неравнодушные. Соответственно, участников (педагогов и директоров проекта) они отбирают по принципу подобия или задают именно такой вектор. И я думаю, что эта штука очень заразная. Дети, коллеги, администрация, к которым придут участники проекта, тоже будут загораться, развиваться и хотеть творить. А еще мне самой в проекте есть чему поучиться, что я с удовольствием делаю.

6. Взаимодействие с участником:
С Ксенией мы находимся на связи постоянно – мессенджеры, почта, телефон, очные встречи. Специфика нашей работы педагога-психолога немного отличается от работы обычного педагога. Уроки являются частью профессиональной деятельности, но не основной – есть еще диагностика, профилактика, коррекция, консультирование. И все это не только для учеников, но и для родителей, для педагогов. Мы делимся идеями, наработками, посещаем различные мероприятия профессиональной тематики, обсуждаем возможные совместные мероприятия.

7. В образовании я для того, чтобы
– популяризировать психологию, повышать уровень психологической культуры учителей, родителей и прививать ее детям;
– обучать детей и взрослых важным жизненным навыкам: как понимать себя и других, общаться, справляться со стрессами и трудностями, искать баланс в жизни;
– помогать в создании психологически комфортной среды в школе, чтобы детей окружало все больше понимающих и принимающих взрослых;
– переводить язык детей на язык взрослых и наоборот.

8. Книга, которую я рекомендую немедленно прочесть тем, кто работает в школе:
Ирина Млодик «Школа и как в ней выжить. Взгляд гуманистического психолога».

Фильм, который я рекомендую немедленно посмотреть:
«Звездочки на Земле» (Индия, 2007, реж. Аамир Хан) – про уникальность каждого ребенка и роль учителя в жизни ученика.

Выступление, которое я рекомендую немедленно послушать тем, кому небезразлична тема образования:
Михаил Казинник «Школа умерла, да здравствует школа».